[
]
Колдуны и святые. Антропология болезни в средние века — Даже в наш "просвещенный век" тема колдовской порчи, сглаза, наговора и возможностей их исцеления не сходит со страниц и популярных, и серьезных изданий. Однако, обычно остается без внимания тот факт, что современные мистические представления или "народное целительство" - лишь верхушка айсберга, основание которого покоится в толще "темного Средневековья", а порою - в глубине архаики. Антропологический подход к изучению истории не только позволяет взглянуть на культуру давно ушедших эпох глазами ее носителей, проникнуть в мир их представлений и верований, но и провести исторические параллели. В предлагаемой работе автор вскрывает исторические корни представлений о магическом воздействии на человека, вводит читателя в таинственный мир средневековых знахарей и колдунов, пришельцев с "того света" и оборотней, священников и святых.
Название: Колдуны и святые. Антропология болезни в средние века Автор: Юлия Арнаутова Издательство: Алетейя Год: 2004 Страниц: 397 Формат: DJVU Размер: 27,1 Мб ISBN: 5-89329-657-5 Качество: Отличное Серия или Выпуск: Библиотека средних веков Язык: Русский
Содержание:
Введение 1. О проблеме 2. О «картине мира», «народной культуре» и об «архаическом Средневековье» Глава I. Объяснения болезни (этиологии) 1.1. Болезнь в масштабах «микро- и макрокосма»: мифологические истоки традиционных представлений о болезни 1.2. Объяснение болезни колдовством людей 1.2.1. Субъекты колдовства и вера в магию 1.2.2. Вредоносное колдовство в скандинавских источниках 1.2.3. К вопросу о вере в «колдовское» происхождение эпидемий 1.2.4. Вредоносное колдовство (maleficium) в континентальных источниках 1.3. «Сглаз» 1.4. Вредоносное влияние мифологических существ как этиологическая конструкция 1.4.1. Болезни от мертвых, альвов (эльфов) и других персонажей низшей мифологии 1.4.2. Кодифицированное поведение в быту и объяснение болезни 1.5. Персонификация болезни 1.6. Христианское учение о происхождении болезни в церковной литературе и в жизни 1.6.1. «Популярная» версия христианской этиологии 1.6.2. Одержимость 1.6.3. Христианская этиология в зеркале миракул святых и в повседневности Глава II Переживание болезни и отношение к больным 2.1. «Аксиологический статус» болезни в дохристианских культурах и в христианской идеологии 2.2. Больной и его болезнь 2.3. Больной и общество 2.3.1. Христианское милосердие и каритативная деятельность общества по призрению бедных и больных 2.3.2. Забота о больных в частной жизни 2.3.3. Судьба прокаженных Глава III. Терапия, болезнь в контексте ритуала 3.1. Диагностика и прогностика 3.1.1. Гадания и толкование примет в народной диагностике и прогностике 3.1.2. Прогностические свойства сновидений 3.2. Исцеление «more paganorum» - «по обычаю язычников» 3.3. Культ мертвых в эпоху христианского Средневековья и его связь с магией здоровья 3.3.1. Апотропеическая магия в погребальном обряде («профилактика») и культ мертвых в целительной практике 3.3.2. Продолжение культа мертвых в культе святых 3.4. Растения в терапии и профилактике 3.5. Амулеты и «магические предметы» как профилактическое и терапевтическое средство 3.6. Вербальная магия: от diabolica carmina к благословению и молитве 3.7. «Теургическая терапия» и «церковная магия» 3.8. Исцеления святыми 3.8.1. Чудо исцеления и патронаты святых над больными и страждущими 3.8.2. Паломничества и обряды исцеления в культе Заключение Библиография Список сокращений при цитировании источников
Все материалы размещенные на сайте //gigabyt.at.ua/ пренадлежат их владельцам и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Администрация ответственности за содержание материала не несет и убытки не возмещает. По истечении 24 часов материал должен быть удален с вашего компьютера. Незаконная реализация карается законами РФ и Украины: "Об авторском и смежном праве". При копировании материала, ссылка на сайт обязательна!